Маркировка табачной продукции
Что это? Что делать? Кто контролирует?
С 15 января 2018 г на территории Российской Федерации проводится эксперимент, по внедрению системы обязательной маркировки табачной продукции, как некоторые еще называют ЕГАИС табак. Производителям уже настроили процесс нанесения цифрового кода Data Matrix на пачках и блоках. Нанесенный на каждую единицу товара цифровой код должен сканироваться всеми участниками торговой цепи. Информация о его передвижении будет передаваться в систему Честный ЗНАК.
После того как товар поступил в розницу при его реализации необходимо будет передавать информацию о продаже в систему маркировки Честный ЗНАК. Для этого на кассе, сканером штрих-кода, нужно будет сканировать код с пачки, который будет автоматически передан в систему Честный ЗНАК через оператора фискальных данных ( ОФД), к которому подключена касса. При продаже на кассе достаточно просканировать только сам Data Matrix код, вся информация о товаре уже в нем записана.
С марта 2019 года цифровая маркировка станет обязательной для табачной отрасли. Внесенные в ФЗ-15 изменения, утвердили срок 1 марта 2019г. как старт обязательной маркировки.
Когда участники розничной торговли должны подключиться к системе маркировки табака?
Мы рекомендуем подключиться к системе уже сейчас, пока идет эксперимент по внедрению системы мониторинга табака. Это даст возможность заранее освоить работу в системе, но самое главное это то, что пока идет эксперимент – за ошибки не наказывают... Введение обязательной маркировки намечено на 1 марта 2019 года ( Распоряжении Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р), к этому времени все участники табачного рынка должны соответствующим образом подготовиться.
Этапы перехода:
-
Этап первый - С 1 марта 2019 года начинается регистрация производителей и торговых точек в системе. До 01.07.2019 производители должны промаркировать каждую пачку сигарет. Сигареты без маркировки, торговые сети принять не смогут.
-
Этап второй - 01.07.2019. Магазины и рестораны и прочие заведения, торгующие табаком, в обязательном порядке будут регистрировать продажи маркированных сигарет на кассе. Движения продукции начнут отслеживаться с 01.07.2020г.
-
Этап третий - 01.07.2020 к системе начнут подключать оптовиков и дистрибьюторов, и начнется регистрация всех движений промаркированной табачной продукции.
Решившим присоединиться к эксперименту нужно сделать следующее:
-
Приобрести электронную цифровую подпись (КЭП) (если ранее вы ее не выпускали) и 2D-сканер для считывания штрих-кодов DataMatrix, например Idzor 2200 или беспроводной вариант Mercury CL-2300 (если у вас еще нет подобного сканера)
-
Зарегистрироваться в информационной системе мониторинга табачной продукции (ИС МОТП) при помощи цифровой подписи;
-
Подключить сервис для электронного документооборота с ИС МОТП, например, Контур Диадок (работа в системе для розницы бесплатна, т.к. входящие документы не оплачиваются, платит только отправитель).
-
Проверить и при необходимости обновить кассовое программное обеспечение. Проверить и при необходимости обновить товароучетное ПО.
Маркировка коснется всех, в том числе и кальянные, бары и рестораны, если они торгуют продукцией с кодом ТН ВЭД 2402 (Сигары, сигары с обрезанными концами, сигариллы и сигареты из табака или его заменителей).
Вопросы:
Информация о движении табачных кодов будет передаваться от поставщика через ЭДО или ручным занесением кодов в ИС МОТП?
— В системе МОТП нужно отражать переход права собственности на товар или выбытие товара из оборота (продажа товара). Если у вас есть интернет и электронная подпись – вы можете передавать информацию через ЭДО, если нет – вручную.
Должен ли я при приеме вносить информацию с пачек или они уже будут указаны в документе самими поставщиками при формировании накладной?
— Если вам приходит от поставщика «табачная накладная» в формате УПД, то коды маркировки в ней уже должны быть, ее указывает отправитель.
Если несколько магазинов, УПД надо принимать на каждый по отдельности?
— УПД приходит на вашу организацию в целом, а не на разные торговые точки. Далее вы перемещаете товар в ваши торговые точки в соответствии с реальными их движениями.
Будет ли специальная форма УПД для табака?
— На данный момент не планируется. В формат действующего УПД планируется внести изменения: в документе появится тег для маркированных товаров, в котором и будут указываться коды продукции.
В УПД указана маркировка блока, как проходит продажа сигарет по пачкам?
—Производитель сообщает в МОТП коды DataMatrix со всех упаковок — от пачки до палеты, т.е система мониторинга будет знать, какие именно пачки входят в конкретный блок или короб. Когда вы продаете пачку и сканируете код - система понимает, в состав какого блока входит эта пачка.
Я работаю в местности удаленной от сетей связи и не пользуюсь услугами ОФД, как мне продавать сигареты, если по закону я должен передать данные о продаже через оператора фискальных данных?
— Вы можете работать без ОФД, при этом требования по маркировке для вас остаются теми же. В этом случае вы должны самостоятельно передавать информацию в систему маркировки, через личный кабинет.
Для работы с системой потребуется следующее программное обеспечение (ПО) и техническое оборудование:
Производителям:
-
Оборудование и ПО для сериализации и агрегации.
-
Регистраторы эмиссии кодов маркировки (оператор проекта Центр развития перспективных технологий (ЦРПЦ) предоставляет их бесплатно)
-
Подключение к оператору электронного документооборота (ЭДО).
Дистрибьюторам и оптовикам:
-
Подключение к оператору электронного документооборота (ЭДО). Для оптовой продажи необходимо использование ЭДО для отправки первичных документов.
-
Цифровая подпись (если ранее не оформлялось)
Розничной точке:
-
2D сканер, для считывания Data Matix.
-
Обновление программного обеспечения для уже установленной онлайн-кассы
Какими законами регулируется?
В статье 24 Федерального закона от 29.07.2018 N 272-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного управления в сфере официального статистического учета" были внесены изменения касательно производства и реализации табачной продукции. Одним из пунктов этой статьи изложена необходимость применения маркировки табачных изделий и применения специальных информационных систем: «Учет производства табачных изделий, перемещения через таможенную границу Союза или через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Союза табачной продукции и табачных изделий, осуществления оптовой и розничной торговли табачной продукцией и табачными изделиями, отслеживание оборота производственного оборудования, движения и распределения табачной продукции и табачных изделий осуществляются на основании данных таможенного и налогового учета, систем, созданных в целях информационного обеспечения маркировки товаров средствами идентификации, и собственных систем учета производителей. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий анализ информации, указанной в настоящей статье, и порядок обмена информацией между контролирующими органами определяются Правительством Российской Федерации.»
Так же распоряжением Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. № 792-р утвержден перечень товаров подлежащих обязательной маркировке и указаны сроки начала обязательной маркировки для отдельных групп товаров.
1. Табачная продукция 1 марта 2019 г.
2. Духи и туалетная вода 1 декабря 2019 г.
3. Шины и покрышки пневматические резиновые новые 1 декабря 2019 г.
4. Предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи 1 декабря 2019 г.
5. Блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек 1 декабря 2019 г.
6. Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские или для мальчиков 1 декабря 2019 г.
7. Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские или для девочек 1 декабря 2019 г.
8. Белье постельное, столовое, туалетное и кухонное 1 декабря 2019 г.
9. Обувные товары 1 июля 2019 г.
10. Фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки 1 декабря 2019 г.
Какие штрафные санкции?
Штрафы за производство немаркированной табачной продукции установлены в соответствии с ч. 3. ст. 15.12 КоАП РФ.
Производство немаркированных сигарет влечет для ИП наложение штрафа в размере от 10 до 15 тысяч рублей, а для юридических лиц – от 100 до 150 тысяч рублей с конфискацией немаркированных сигарет.
Оборот табачных изделий без маркировки грозит ИП штрафом в размере от 10 до 15 тысяч рублей, для организаций – от 200 до 300 тысяч рублей. При этом дополнительно к штрафам назначается обязательная конфискация немаркированной табачной продукции (ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ).