Маркировка табачных изделий
По закону с 1 марта 2019 года в России требуется обязательная маркировка табака и табачной продукции. Нововведение потребует изменений в ведении бизнеса. В частности потребуется внедрение нового оборудования, переобучение сотрудников. Рассмотрим ситуацию более подробно.
Что такое маркировка товара
Маркировка представляет собой нанесение на упаковку товара средства идентификации. Она выполняет следующие функции:
- Учет товара.
- Исключение возможности подделки.
- Подтверждение соответствия товара необходимым нормам.
При маркировке продукция сопровождаются специальными кодами DataMatrix, подделать которые невозможно. Двухмерные коды легко и быстро печатаются, не требуя больших затрат. Код идентификации никогда не повторяется и используется лишь один раз. Повторно он не выдается. Для его составления используются криптографические алгоритмы. При нанесении этот код вносится в систему. При перемещении в рамках разных организаций все данные фиксируются. Операции осуществляются при помощи ЭДО (электронного документооборота). Когда партия прибыла, достаточно подписать УПД при помощи электронной подписи.
Система позволяет производить мониторинг реализации продукции. За счет маркировки рынок легче контролируется, появляется дополнительная возможность выявить нелегальный товар. Список товаров, подлежащих маркировке, утвержден официально Постановлением правительства №792. С 2019 года вводится обязательная маркировка табачных изделий. Предполагается, что такая система заменит акцизные марки.
Кого коснутся изменения
В первую очередь правила маркировки табачной продукции коснутся ее производителей. Именно они ответственны за нанесение соответствующих кодов. Участники оборота товаров (те, кто занимается их транспортировкой и реализацией) также будут вовлечены в процесс. Осуществлять продажу сигарет в рознице без специальной маркировки не смогут представители как крупного, так и мелкого бизнеса.
Если в торговой точке не используется электронная касса (например, в отдаленных регионах), они должны уведомлять систему маркировки самостоятельно. Для этого указывается код маркировки списанной продукции и реквизиты чека, по которому продан товар.
Что изменится в работе предпринимателей
Система маркировки табачной продукции в 2019 году затронет процесс ее приемки и реализации. Владельцам бизнеса необходимо подготовить своих работников к новым условиям. Ответственному сотруднику нужно знать, какие именно товары полежат маркировке, чтобы не принимать такую продукцию без кодов. Необходимо выбрать сотрудника, который досконально изучит правила работы в новой системе (как вернуть товар, принять его частично и др.). Потребуется определить и задачи других сотрудников, работающих с маркированной продукцией, ознакомить их с новыми требованиями. Для работы понадобится соответствующее оборудование, которое будет нужно приобрести.
Бумажные накладные будут заменены на УПД (универсальный передаточный документ). Для работы в системе электронного документооборота потребуется цифровая подпись. Иначе подписать входящую и исходящую документацию будет невозможно.
Этапы ввода новой системы
- Обязательная маркировка сигарет вводится с 1 марта 2019 года. С этого момента запускается информационная система «Маркировка». Проект длится с 1 марта по 1 июля. В этот период еще можно продавать старые пачки без кодов. Компаниям необходимо приобрести новое оборудование и обучить сотрудников.
- С 1 июля 2019 года в розничных торговых точках должно появиться соответствующее оборудование. Старые пачки продаются по-прежнему, их необходимо полностью допродать.
- С 1 июля 2020 года планируется полный переход на пачки сигарет нового образца. Товар будет приниматься только при помощи электронных накладных. За продажу старых пачек будут предусмотрены штрафы.
Как происходит процесс
Система маркировка табака для розницы с 2019 года будет выглядеть следующим образом:
- При изготовлении производитель наносит штрих-код на упаковку товара.
- Когда оптовик приобретает продукцию, в систему маркировки передается информация об отгруженном товаре. Это делается с помощью сканера 2D и специального программного обеспечения. Оптовик проверяет и принимает товар и сообщает об этом в системе маркировки.
- Таким же образом происходит взаимодействие оптовика и розничного магазина.
- На кассе продавец сканирует штрих-код каждого товара. Кассовая программа передает данные о товаре в систему. Через ОФД (оператора фискальных данных) они передаются ФНС.
Как магазинам приготовиться к новым условиям
За несоблюдение законодательных требований предусматривается административная ответственность. Для сохранения конкурентоспособности и соблюдения законов, свой бизнес необходимо адаптировать заранее. Что для этого нужно сделать?
- Купить онлайн-кассу или обновить ПО текущей кассы. Даже если в соответствии с федеральным законом 54-ФЗ вы можете не использовать онлайн-кассу, для продажи товара с маркировкой ее все равно придется установить.
- Купить сканер для маркировки. Будет уместен и сканер для продажи алкоголя.
- Подключить и настроить систему электронного документооборота.
Проверка продукции частным потребителем
Теперь качество продукции может быть проверено и покупателем. С помощью сканирования кода в специальном мобильном приложении можно проверить подлинность изделия. Так уже созданы приложения «Честный знак» и «Маркировка» для проверки качества табака. Пользователи могут сканировать код при помощи смартфона и получать информацию о приобретаемом продукте. При обнаружении подделки они могут пожаловаться в соответствующие органы.
Необходимое оборудование вы можете приобрести в нашей компании. У нас вы можете купить как онлайн-кассы, так и сканеры, поддерживающие двухмерные штрих-коды. Мы предлагаем качественное оборудование от ведущих производителей. Если вы затрудняетесь с выбором, обращайтесь к нашим менеджерам. Они ответят на все вопросы. Мы подберем для вас нужное оборудование по оптимальной цене в соответствии с задачами вашего бизнеса. Заявку можно оформить онлайн или по телефону.